Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Приказ №70 от 01.09.2022

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №33 г. Азова (МБДОУ №33 г.Азова)

№70

01.09.2022
ПРИКАЗ
г. Азов
Об утверждении Положения о группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР

В целях создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические
условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), во
исполнении
Распоряжения Министерства Просвещения Российской Федерации от
06.08.2020 года № Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании
логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность",
решения Педагогического совета МБДОУ №33 г. Азова от 31.08.2022 года №1,),
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение о группе компенсирующей направленности МБДОУ №33 г. Азова
(Приложение №1)
2. Признать утратившим силу Положение о логопедической группе МБДОУ №33 г. Азова,
утвержденное Приказом №49 от 03.09.2018.
3. Педагогам и специалистам организовать коррекционно-развивающую работу в группах
компенсирующей направленности в соответствии с Положением.
4. Ответственному за ведение официального сайта, Бадер Л.В. разместить данное
Положение на сайте МБДОУ №33 г. Азова.
5. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.
Заведующий МБДОУ №33 г. Азова
С приказом ознакомлены:

Н.В. Прилипко

Приложение №1
к приказу №70 от 01.09.2022 года
"Об утверждении Положения
о группе компенсирующей направленности
МБДОУ №33 г. Азова"

ПОЛОЖЕНИЕ
о группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) МБДОУ №33 г. Азова
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о группе компенсирующей направленности
для детей с
тяжелыми нарушениями речи
(далее - Положение) разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями на 14.07.2022 года); Федеральным законом от 24.07.1998 г.
№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями
на 14.07.2022 г), Распоряжением Министерства Просвещения Российской Федерации от
06.08.2020 года № Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании
логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность",
Уставом МБДОУ №33 г. Азова и другими нормативно правовыми актами Российской
Федерации,
регламентирующими
деятельность
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение
определяет
порядок организации деятельности группы
компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (далее – Группа)
как структурного подразделения (комментарии к разделу II п. 2.2 ФГОС ДО) МБДОУ №33
г. Азова (далее - Учреждение), регламентирует комплектование групп, определяет
организацию специалистов в них, а также устанавливает материально-техническую базу,
финансовое обеспечение работы и перечень необходимой документации.
1.3. Группа для воспитанников ДОУ создаются с целью коррекционно-развивающего
обучения и воспитания детей, имеющих нарушения в речевом развитии
1.4. Группа создается в ДОУ при наличии условий для функционирования (кадровые,
материально-технические) на основании решения Учредителя.
1.5. Формирование и дальнейшее функционирование групп для воспитанников, имеющих
нарушения в развитии речи, осуществляется на основании заключений территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии.
1.6. Логопедическая работа группы осуществляет работу в тесном контакте с родителями
(законными представителями), обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о
задачах и специфике логопедической коррекционной работы , обусловленной речевыми
нарушениями.
1.7. Основными задачами ДОУ по оказанию логопедической помощи являются:
 организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;
 организация и проведение логопедических занятий с детьми с выявленными
нарушениями речи;
 организация пропедевтической логопедической работы с детьми по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным

представителям), педагогическим работникам;
 консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с воспитанниками;
 активизация познавательной деятельности воспитанников;
 совершенствование методов логопедической работы в соответствии с
возможностями, потребностями и интересами ребенка.
1.8. Деятельность Группы может быть прекращена путем ликвидации по решению
Учредителя или заведующего ДОУ.
2. Цель и основные задачи группы компенсирующей направленности
2.1. Цель организации Группы в ДОУ – создание целостной системы, обеспечивающей
оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей
(первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и
подготовке детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
2.2. Основные задачи группы:

 коррекция

нарушений устной речи детей: формирование правильного
произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков
связной речи;






своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
активизация познавательной деятельности детей;

популяризация логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных
представителей).
3. Порядок приема воспитанников в группу компенсирующей направленности
3.1. Комплектование группы осуществляется приказом заведующего ДОУ на основании
заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и только с
согласия родителей (законных представителей)
3.2. Для определения ребенка в группу предоставляются следующие документы:
 направление на психолого-медико-педагогическую комиссию только с согласия
родителей (законных представителей);
 карта медицинского обследования ребенка для направления на ПМПК (с
заключением врачей: психиатра, офтальмолога, отоларинголога, невролога);
 выписка из истории развития ребенка, заверенная врачом педиатром;
 психолого-педагогическое представление ребенка на ПМПК с подписями
воспитателей группы, педагога-психолога, заведующего ДОУ и заверенное печатью
учреждения;
 логопедическое представление;
 протокол заседания ППк с рекомендациями о посещении логопедической группы и
указанием необходимого срока пребывания в ней.
3.3. В группу компенсирующей направленности зачисляются воспитанники, имеющие
наиболее сложные нарушения в развитии речи, препятствующие их успешному освоению
образовательных программ дошкольного образования. Срок коррекционно - развивающей
работы 2-3 года. Предельная наполняемость такой группы- не более 12 человек.
3.4. В группу компенсирующей направленности зачисляются воспитанники старшего
дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи.
3.5. В группу компенсирующей направленности подбираются дети, по возможности с
односторонней структурой речевого дефекта..
3.6. Приему детей в группу не подлежат дети, имеющие:

 недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
 деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
 грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы (нуждающиеся в
специализированной помощи);
 нарушения общения в форме раннего детского аутизма (РАС - расстройство
аутистического спектра);
 задержку психического развития (ЗПР - требующие занятий с дефектологом);
 заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в ДОУ
(официально подтвержденные документом).
3.7. Зачисление в группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на
основании заявления и дополнительного соглашения к договору между МБДОУ и
родителями (законными представителями).
3.8. Выпуск воспитанников из группы осуществляется после окончания срока
коррекционно-логопедического обучения и проведения ППк ДОУ.
3.9. Договор с родителями (законными представителями) может быть расторгнут в
следующих случаях:
 по достижению воспитанником школьного возраста;
 по заявлению родителей (законных представителей) воспитанника.
4. Организация работы оказания логопедической помощи воспитанникам
группы компенсирующей направленности.
4.1. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей и согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего.
4.2. Логопедическая диагностика воспитанников осуществляется не менее двух раз в год,
включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не
менее 15 календарных дней каждое.
4.3. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия
родителей
(законных
представителей)
направляются
учителем-логопедом
в
соответствующие лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачамиспециалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и
др.) или на психолого-медико-педагогическую комиссию.
4.4. На каждого воспитанника в группе учитель-логопед заполняет речевую карту, в
которой отмечает результаты диагностики и коррекционной работы.
4.5. Содержание коррекционной работы с детьми в группе определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк ДОУ и результатов логопедической
диагностики.
5. Организация деятельности педагогического персонала в группе компенсирующей
направленности.
5.1. К работе с воспитанниками группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
привлекаются следующие категории работников:
 воспитатель с обязательным прохождением курсов повышения квалификации по
работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития;
 учитель-логопед;
 педагог-психолог;
 музыкальный руководитель;
 инструктор по ФИЗО

5.2. Деятельность воспитателя группы направлена на создание оптимальных условий для
амплификации развития эмоционально-волевой сферы, познавательной, двигательной
активности, развития позитивных качеств каждого ребенка, его оздоровления.
5.3. Особенности организации
работы воспитателя в группе компенсирующей
направленности:
 планирование (совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом) и
проведение образовательной деятельности с воспитанниками, имеющими
нарушения речевого развития;
 соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению
образовательной программы,
имеющими нарушения речевого развития
(закрепление приобретенных навыков, отработка умений по автоматизации звуков);
 обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом
рекомендаций специалистов;
 консультирование родителей (законных представителей) воспитанников по
вопросам развития ребенка в семье;
 ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
 закрепляет приобретенные навыки;
5.4. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционноразвивающей работы в условиях ДОУ.
5.5. Особенности организации работы учителя-логопеда в группе:
 обследует речь детей;
 осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания;
 осуществляет коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, введение их в
самостоятельную речь;
 способствует логопедизации режимных процессов и проведению образовательной
деятельности , а также практическому овладению детьми навыками
словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту
воспитанника, формированию уверенного поведения, адаптации в обществе
сверстников, взрослых, а в дальнейшем - успешному обучению в образовательной
организации.
 готовит документы для обследования детей ТПМПК с целью определения
образовательного маршрута;
 ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей
(законных представителей) воспитанников.
5.6. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья
каждого воспитанника группы.
5.7. В функциональные обязанности педагога-психолога входит:
 психологическое
обследование
воспитанников
группы
компенсирующей
направленности;
 проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической
работы с воспитанниками;
 проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по
вопросам воспитания в семье;
 осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
 консультирование персонала группы компенсирующей направленности;
 ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением

5.8. Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных
способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников группы
компенсирующей направленности.
5.9. Особенности работы музыкального руководителя в группе компенсирующей
направленности:
 взаимодействие со специалистами группы по вопросам организации
образовательной деятельности детей, имеющих нарушения речевого развития
 проведение занятий с воспитанниками, имеющими нарушения речевого развития, в
том числе совместно с другими специалистами (развитие основных компонентов
звуковой культуры речи, формирование певческого и речевого дыхания,
музыкально-ритмические движения, работе по автоматизации звуков, развитию
фонематического слух);
 консультирование родителей (законных представителей) по использованию в
воспитании ребенка музыкальных средств;;
 ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением
5.10. Деятельность инструктора по ФИЗО направлена на сохранение и укрепление здоровья
детей, имеющих нарушения речевого развития и их физическое развитие, оздоровление и
закаливание детского организма, координацию основных видов движения и развитие общей
и мелкой моторики.
5.11. Организация работы инструктора по ФИЗО в группе компенсирующей
направленности предусматривает:
 проведение занятий с воспитанниками (в том числе совместно с другими
специалистам) с воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и
индивидуальных способностей;
 подготовка и проведение спортивных мероприятий. праздников, развлечений и
досугов;
 оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям) по
вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
 регулирование физической нагрузки воспитанников;
 ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением
6. Перечень документации специалистов группы компенсирующей направленности
6.1. Документы, регулирующие деятельность ДОУ в группе компенсирующей
направленности:
 Положение о группе компенсирующей направленности;
 протоколы или выписки из протоколов территориальной психолого-медикопедагогической комиссии по зачислению детей в группу;
 разрешение на обследование речевого развития воспитанников ДОУ учителемлогопедом;
 заявления родителей (законных представителей) о зачислении детей с группу (на
имя заведующего);
 список детей, зачисленных в группу компенсирующей направленности;
 должностные инструкции педагогических работников группы компенсирующей
направленности.
6.2. Документация учителя-логопеда:
 речевые карты на каждого ребенка, зачисленного в группу;
 рабочая программа коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда;
 перспективный план коррекционно-развивающей работы на учебный год в

соответствии с возрастом и характером речевого нарушения воспитанников;
 календарный план фронтальных. индивидуальных и подгрупповых занятий;
 лист занятости воспитанников;
 индивидуальные планы (маршруты) речевого развития на каждого ребенка,
зачисленного в группу компенсирующей направленности;
 журнал посещаемости детьми коррекционных (индивидуальных и подгрупповых)
занятий;
 расписание занятий;
 отчет учителя-логопеда о результативности коррекционной работы за год;
 паспорт логопедического кабинета;
 график работы учителя-логопеда;
 материалы диагностики речевого развития (таблицы результатов логопедического
обследования) и освоения содержания программы детьми, зачисленными в группу
компенсирующей направленности;
 журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы
Форма ведения основной документации группы определяется учителем-логопедом
самостоятельно.
6.3. Документация воспитателя группы компенсирующей направленности:
 рабочая программа образовательной деятельности;
 мониторинг образовательной деятельности;
 результаты педагогической диагностики.
6.4. Документация педагога-психолога:
 карта психологического обследования воспитанников, имеющих речевые
нарушения;
 годовой перспективный план работы педагога-психолога;
 заключение по результатам проведенного психолого-диагностического
обследования;
 рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей группы
компенсирующей направленности;
 аналитический отчет о работе педагога-психолога.
6.5. Документация музыкального руководителя и инструктора по ФИЗО:
 рабочая программа специалиста;
 план организации досуговой деятельности детей;
 результаты педагогической диагностики воспитанников;
 аналитический отчет о результатах работы за год.
7. Руководство логопедической группой
7.1. Непосредственное руководство группой компенсирующей направленности
осуществляется заведующим дошкольного образовательного учреждения.
7.2. Контроль над работой групп осуществляется заведующим ДОУ, а также ТПМПК.
7.3. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической
работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на
курсах повышения квалификации, семинарах и др.

8. Материально-техническое и финансовое обеспечение
группы компенсирующей направленности
8.1 Логопедическая группа размещается в помещении МБДОУ, отвечающим санитарногигиеническим нормам.
8.2. Логопедическая группа оборудуется инвентарем и пособиями согласно требованиям по
организации образовательной деятельности.
8.3. Для индивидуальной и групповой работы выделяется логопедический кабинет и /или
специально оборудованный логопедический уголок в групповой комнате.
8.4. Логопедический кабинет / уголок обеспечивается специальным оборудованием.
8.5. Ответственность за оборудование логопедического кабинета/уголка, его санитарное
содержание и ремонт помещения возлагается на администрацию образовательного
учреждения.
9.
Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности МБДОУ №33 г.
Азова является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом Совете и
утверждается приказом заведующего МБДОУ.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положения оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренным п.91.1 настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Приложение
Форма заявления о зачислении в группу компенсирующей направленности

Заведующему МБДОУ №33 г. Азова Н.В. Прилипко
От ___________________________________________
Ф.И.О. родителя (законного представителя) ребенка

Адрес регистрации_____________________________
Фактический адрес_____________________________
Контактный телефон___________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу зачислить моего ребенка ________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество ребенка)
_________________________________________________________________________________________________
(дата и место рождения)

в группу компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста № _____
для обучения по Адаптированной основной образовательной программе для детей с ТНР в порядке
перевода из группы общеразвивающей направленности № ______________, на основании
заключения ТПМПК от ________________________ № ___________________________________
С адаптированной основной образовательной программой для детей с ТНР, Положением о
логопедической группе МБДОУ №33 г. Азова ознакомлен (а).
______________________________
___________________________
подпись родителя (законного представителя)

(расшифровка подписи)

Дата « ____» _____________ 20 ____

Дополнительное соглашение
к Договору об образовании по образовательным программам дошкольного
образования № ______ от «___»_______________20_____г.
г. Азов

«____»_______________20_____г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №33 г. Азова,
осуществляющее образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного
образования
на основании лицензии № 3859 от "31" марта 2014 года, выданной Региональной
службой по надзору в сфере образования Ростовской области, именуемое в дальнейшем
"Исполнитель", в лице Заведующего Прилипко Натальи Викторовны, действующего на основании:
Устава
МБДОУ
№33
г.
Азова,
с
одной
стороны
и
родитель
_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество родителя или наименование юридического лица)

именуемый (ая)
в дальнейшем "Заказчик",
в
интересах
несовершеннолетнего
______________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество ребенка)

______________________________________________________________________________________
(дата рождения)

проживающего по адресу:_______________________________________________________________
(адрес местожительства ребенка с указанием индекса)

именуемый (ая) в дальнейшем "Воспитанник, заключили настоящее дополнительное соглашение о
нижеследующем:

1.Права и обязанности сторон.
1.1.Учреждение обязуется:
1.1.1. Зачислить ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи для осуществления своевременной коррекции и развития речевого и
интеллектуального развития с «___» ________________ 20___ г.
1.1.2. Предоставлять возможность пребывания ребенка в группе компенсирующей
направленности в течение учебного года.
1.2.3. Организовать деятельность ребенка в соответствии с его возрастом,
индивидуальными
особенностями
и
возможностями,
содержанием
основной
адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи в
соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного
образования.
1.2.4. При систематическом невыполнении пунктов дополнительного соглашения со
стороны родителей и длительных пропусков занятий, учреждение оставляет за собой право
вывести воспитанника из логопедической группы в иную группу по возрасту, уведомив
родителей за 2 недели.
1.2.5. Повторное зачисление в логопедическую группу выведенного ребенка возможно
только при наличии свободных мест.
1.1. Родители обязуются:
1.1.1. Обеспечить систематическое посещение ребенком логопедической группы в течение
учебного года.
1.1.2. Регулярно выполнять рекомендации учителя - логопеда и воспитателя, содействовать
ребенку в выполнении домашнего задания. На каждое логопедическое занятие приносить
тетрадь для индивидуальных занятий ребенка.
1.1.3. Поставленный учителем - логопедом звук автоматизировать в повседневной речи
ребенка.

1.1.4. По приглашению учителя - логопеда или воспитателя (других специалистов
учреждения) посещать консультации, родительские собрания и иные формы
взаимодействия педагогов и родителей учреждения.
1.1.5. Способствовать обогащению и развитию предметно - развивающей среды
логопедической группы.
1.1.6. Соблюдать санитарно гигиенические требования и нормы, как в группе, так и иных
помещениях учреждения.
1.1.7. Обеспечить наличие спортивной одежды и обуви для физического развития ребенка,
и самостоятельно следить за их санитарным состоянием.
1.1.8. В случае не выполнения требований педагогов логопедической группы претензии по
результатам коррекции речи к учреждению не предъявлять.
1.1.9. По рекомендациям учителя - логопеда, педагога – психолога, воспитателей
обращаться в кратчайшие сроки на консультацию или обследование к невропатологу,
детскому психиатру и другим специалистам, и результаты предоставлять в течение 3-х
дней после срока их получения.
Дополнительное соглашение не исключает выполнение договора с родителями ранее
заключенного.
Реквизиты и подписи сторон.
Исполнитель

Заказчик

Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное учреждение детский сад №33
г. Азова
Адрес:
346780, Ростовская область.
г. Азов, улица Толстого, дом 99
телефон/факс: 8 (863-42) 4 - 37 -52
электронная почта: mou33.prilipko@yandex.ru
официальный сайт: http://33azov.tvoysadik.ru
Банковские реквизиты:
ИНН – 6140018866
КПП – 614001001
ОКТМО – 60704000
Р/счет – 40701810160151000009
БИК – 046015001
Л/счет – 20586Х07560
ОГРН - 1026101792530

Ф.И.О_________________________________________
______________________________________________
Паспортные данные:
Серия________________ №______________________
Место выдачи__________________________________
______________________________________________
Дата выдачи___________________________________
Адрес регистрации______________________________
______________________________________________
Фактическое проживание________________________
______________________________________________
Контактные данные:
Телефон______________________________________
_____________________________________________

Заведующий

__________________________________________________

МБДОУ №33 г. Азова

_____________________ /Н.В. Прилипко
(подпись)

_______________________/_____________________
(подпись)
( расшифровка подписи)

М.П.
Второй экземпляр получен лично «_______» ____________________ 20________г
Подпись:

______________________/______________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».