Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №33 г. Азова (МБДОУ №33 г.Азова) №70 01.09.2022 ПРИКАЗ г. Азов Об утверждении Положения о группе компенсирующей направленности для детей с ТНР В целях создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), во исполнении Распоряжения Министерства Просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 года № Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность", решения Педагогического совета МБДОУ №33 г. Азова от 31.08.2022 года №1,), ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Положение о группе компенсирующей направленности МБДОУ №33 г. Азова (Приложение №1) 2. Признать утратившим силу Положение о логопедической группе МБДОУ №33 г. Азова, утвержденное Приказом №49 от 03.09.2018. 3. Педагогам и специалистам организовать коррекционно-развивающую работу в группах компенсирующей направленности в соответствии с Положением. 4. Ответственному за ведение официального сайта, Бадер Л.В. разместить данное Положение на сайте МБДОУ №33 г. Азова. 5. Контроль исполнения приказа оставляю за собой. Заведующий МБДОУ №33 г. Азова С приказом ознакомлены: Н.В. Прилипко Приложение №1 к приказу №70 от 01.09.2022 года "Об утверждении Положения о группе компенсирующей направленности МБДОУ №33 г. Азова" ПОЛОЖЕНИЕ о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) МБДОУ №33 г. Азова 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями на 14.07.2022 года); Федеральным законом от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 14.07.2022 г), Распоряжением Министерства Просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 года № Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность", Уставом МБДОУ №33 г. Азова и другими нормативно правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Данное Положение определяет порядок организации деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (далее – Группа) как структурного подразделения (комментарии к разделу II п. 2.2 ФГОС ДО) МБДОУ №33 г. Азова (далее - Учреждение), регламентирует комплектование групп, определяет организацию специалистов в них, а также устанавливает материально-техническую базу, финансовое обеспечение работы и перечень необходимой документации. 1.3. Группа для воспитанников ДОУ создаются с целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей, имеющих нарушения в речевом развитии 1.4. Группа создается в ДОУ при наличии условий для функционирования (кадровые, материально-технические) на основании решения Учредителя. 1.5. Формирование и дальнейшее функционирование групп для воспитанников, имеющих нарушения в развитии речи, осуществляется на основании заключений территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. 1.6. Логопедическая работа группы осуществляет работу в тесном контакте с родителями (законными представителями), обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционной работы , обусловленной речевыми нарушениями. 1.7. Основными задачами ДОУ по оказанию логопедической помощи являются: организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников; организация и проведение логопедических занятий с детьми с выявленными нарушениями речи; организация пропедевтической логопедической работы с детьми по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками; активизация познавательной деятельности воспитанников; совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами ребенка. 1.8. Деятельность Группы может быть прекращена путем ликвидации по решению Учредителя или заведующего ДОУ. 2. Цель и основные задачи группы компенсирующей направленности 2.1. Цель организации Группы в ДОУ – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовке детей к успешному обучению в общеобразовательной школе. 2.2. Основные задачи группы: коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи; своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; активизация познавательной деятельности детей; популяризация логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей). 3. Порядок приема воспитанников в группу компенсирующей направленности 3.1. Комплектование группы осуществляется приказом заведующего ДОУ на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и только с согласия родителей (законных представителей) 3.2. Для определения ребенка в группу предоставляются следующие документы: направление на психолого-медико-педагогическую комиссию только с согласия родителей (законных представителей); карта медицинского обследования ребенка для направления на ПМПК (с заключением врачей: психиатра, офтальмолога, отоларинголога, невролога); выписка из истории развития ребенка, заверенная врачом педиатром; психолого-педагогическое представление ребенка на ПМПК с подписями воспитателей группы, педагога-психолога, заведующего ДОУ и заверенное печатью учреждения; логопедическое представление; протокол заседания ППк с рекомендациями о посещении логопедической группы и указанием необходимого срока пребывания в ней. 3.3. В группу компенсирующей направленности зачисляются воспитанники, имеющие наиболее сложные нарушения в развитии речи, препятствующие их успешному освоению образовательных программ дошкольного образования. Срок коррекционно - развивающей работы 2-3 года. Предельная наполняемость такой группы- не более 12 человек. 3.4. В группу компенсирующей направленности зачисляются воспитанники старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи. 3.5. В группу компенсирующей направленности подбираются дети, по возможности с односторонней структурой речевого дефекта.. 3.6. Приему детей в группу не подлежат дети, имеющие: недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью; деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза; грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы (нуждающиеся в специализированной помощи); нарушения общения в форме раннего детского аутизма (РАС - расстройство аутистического спектра); задержку психического развития (ЗПР - требующие занятий с дефектологом); заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в ДОУ (официально подтвержденные документом). 3.7. Зачисление в группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и дополнительного соглашения к договору между МБДОУ и родителями (законными представителями). 3.8. Выпуск воспитанников из группы осуществляется после окончания срока коррекционно-логопедического обучения и проведения ППк ДОУ. 3.9. Договор с родителями (законными представителями) может быть расторгнут в следующих случаях: по достижению воспитанником школьного возраста; по заявлению родителей (законных представителей) воспитанника. 4. Организация работы оказания логопедической помощи воспитанникам группы компенсирующей направленности. 4.1. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего. 4.2. Логопедическая диагностика воспитанников осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. 4.3. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующие лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачамиспециалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на психолого-медико-педагогическую комиссию. 4.4. На каждого воспитанника в группе учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой отмечает результаты диагностики и коррекционной работы. 4.5. Содержание коррекционной работы с детьми в группе определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк ДОУ и результатов логопедической диагностики. 5. Организация деятельности педагогического персонала в группе компенсирующей направленности. 5.1. К работе с воспитанниками группы компенсирующей направленности для детей с ТНР привлекаются следующие категории работников: воспитатель с обязательным прохождением курсов повышения квалификации по работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития; учитель-логопед; педагог-психолог; музыкальный руководитель; инструктор по ФИЗО 5.2. Деятельность воспитателя группы направлена на создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой сферы, познавательной, двигательной активности, развития позитивных качеств каждого ребенка, его оздоровления. 5.3. Особенности организации работы воспитателя в группе компенсирующей направленности: планирование (совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом) и проведение образовательной деятельности с воспитанниками, имеющими нарушения речевого развития; соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению образовательной программы, имеющими нарушения речевого развития (закрепление приобретенных навыков, отработка умений по автоматизации звуков); обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов; консультирование родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам развития ребенка в семье; ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением. закрепляет приобретенные навыки; 5.4. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционноразвивающей работы в условиях ДОУ. 5.5. Особенности организации работы учителя-логопеда в группе: обследует речь детей; осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания; осуществляет коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, введение их в самостоятельную речь; способствует логопедизации режимных процессов и проведению образовательной деятельности , а также практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту воспитанника, формированию уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем - успешному обучению в образовательной организации. готовит документы для обследования детей ТПМПК с целью определения образовательного маршрута; ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников. 5.6. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. 5.7. В функциональные обязанности педагога-психолога входит: психологическое обследование воспитанников группы компенсирующей направленности; проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками; проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания в семье; осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи; консультирование персонала группы компенсирующей направленности; ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением 5.8. Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников группы компенсирующей направленности. 5.9. Особенности работы музыкального руководителя в группе компенсирующей направленности: взаимодействие со специалистами группы по вопросам организации образовательной деятельности детей, имеющих нарушения речевого развития проведение занятий с воспитанниками, имеющими нарушения речевого развития, в том числе совместно с другими специалистами (развитие основных компонентов звуковой культуры речи, формирование певческого и речевого дыхания, музыкально-ритмические движения, работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слух); консультирование родителей (законных представителей) по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;; ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением 5.10. Деятельность инструктора по ФИЗО направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, имеющих нарушения речевого развития и их физическое развитие, оздоровление и закаливание детского организма, координацию основных видов движения и развитие общей и мелкой моторики. 5.11. Организация работы инструктора по ФИЗО в группе компенсирующей направленности предусматривает: проведение занятий с воспитанниками (в том числе совместно с другими специалистам) с воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных способностей; подготовка и проведение спортивных мероприятий. праздников, развлечений и досугов; оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям) по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье; регулирование физической нагрузки воспитанников; ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением 6. Перечень документации специалистов группы компенсирующей направленности 6.1. Документы, регулирующие деятельность ДОУ в группе компенсирующей направленности: Положение о группе компенсирующей направленности; протоколы или выписки из протоколов территориальной психолого-медикопедагогической комиссии по зачислению детей в группу; разрешение на обследование речевого развития воспитанников ДОУ учителемлогопедом; заявления родителей (законных представителей) о зачислении детей с группу (на имя заведующего); список детей, зачисленных в группу компенсирующей направленности; должностные инструкции педагогических работников группы компенсирующей направленности. 6.2. Документация учителя-логопеда: речевые карты на каждого ребенка, зачисленного в группу; рабочая программа коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда; перспективный план коррекционно-развивающей работы на учебный год в соответствии с возрастом и характером речевого нарушения воспитанников; календарный план фронтальных. индивидуальных и подгрупповых занятий; лист занятости воспитанников; индивидуальные планы (маршруты) речевого развития на каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей направленности; журнал посещаемости детьми коррекционных (индивидуальных и подгрупповых) занятий; расписание занятий; отчет учителя-логопеда о результативности коррекционной работы за год; паспорт логопедического кабинета; график работы учителя-логопеда; материалы диагностики речевого развития (таблицы результатов логопедического обследования) и освоения содержания программы детьми, зачисленными в группу компенсирующей направленности; журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы Форма ведения основной документации группы определяется учителем-логопедом самостоятельно. 6.3. Документация воспитателя группы компенсирующей направленности: рабочая программа образовательной деятельности; мониторинг образовательной деятельности; результаты педагогической диагностики. 6.4. Документация педагога-психолога: карта психологического обследования воспитанников, имеющих речевые нарушения; годовой перспективный план работы педагога-психолога; заключение по результатам проведенного психолого-диагностического обследования; рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей группы компенсирующей направленности; аналитический отчет о работе педагога-психолога. 6.5. Документация музыкального руководителя и инструктора по ФИЗО: рабочая программа специалиста; план организации досуговой деятельности детей; результаты педагогической диагностики воспитанников; аналитический отчет о результатах работы за год. 7. Руководство логопедической группой 7.1. Непосредственное руководство группой компенсирующей направленности осуществляется заведующим дошкольного образовательного учреждения. 7.2. Контроль над работой групп осуществляется заведующим ДОУ, а также ТПМПК. 7.3. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации, семинарах и др. 8. Материально-техническое и финансовое обеспечение группы компенсирующей направленности 8.1 Логопедическая группа размещается в помещении МБДОУ, отвечающим санитарногигиеническим нормам. 8.2. Логопедическая группа оборудуется инвентарем и пособиями согласно требованиям по организации образовательной деятельности. 8.3. Для индивидуальной и групповой работы выделяется логопедический кабинет и /или специально оборудованный логопедический уголок в групповой комнате. 8.4. Логопедический кабинет / уголок обеспечивается специальным оборудованием. 8.5. Ответственность за оборудование логопедического кабинета/уголка, его санитарное содержание и ремонт помещения возлагается на администрацию образовательного учреждения. 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности МБДОУ №33 г. Азова является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом Совете и утверждается приказом заведующего МБДОУ. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положения оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации 9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренным п.91.1 настоящего Положения. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение Форма заявления о зачислении в группу компенсирующей направленности Заведующему МБДОУ №33 г. Азова Н.В. Прилипко От ___________________________________________ Ф.И.О. родителя (законного представителя) ребенка Адрес регистрации_____________________________ Фактический адрес_____________________________ Контактный телефон___________________________ ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу зачислить моего ребенка ________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество ребенка) _________________________________________________________________________________________________ (дата и место рождения) в группу компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста № _____ для обучения по Адаптированной основной образовательной программе для детей с ТНР в порядке перевода из группы общеразвивающей направленности № ______________, на основании заключения ТПМПК от ________________________ № ___________________________________ С адаптированной основной образовательной программой для детей с ТНР, Положением о логопедической группе МБДОУ №33 г. Азова ознакомлен (а). ______________________________ ___________________________ подпись родителя (законного представителя) (расшифровка подписи) Дата « ____» _____________ 20 ____ Дополнительное соглашение к Договору об образовании по образовательным программам дошкольного образования № ______ от «___»_______________20_____г. г. Азов «____»_______________20_____г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №33 г. Азова, осуществляющее образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования на основании лицензии № 3859 от "31" марта 2014 года, выданной Региональной службой по надзору в сфере образования Ростовской области, именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице Заведующего Прилипко Натальи Викторовны, действующего на основании: Устава МБДОУ №33 г. Азова, с одной стороны и родитель _____________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество родителя или наименование юридического лица) именуемый (ая) в дальнейшем "Заказчик", в интересах несовершеннолетнего ______________________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество ребенка) ______________________________________________________________________________________ (дата рождения) проживающего по адресу:_______________________________________________________________ (адрес местожительства ребенка с указанием индекса) именуемый (ая) в дальнейшем "Воспитанник, заключили настоящее дополнительное соглашение о нижеследующем: 1.Права и обязанности сторон. 1.1.Учреждение обязуется: 1.1.1. Зачислить ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи для осуществления своевременной коррекции и развития речевого и интеллектуального развития с «___» ________________ 20___ г. 1.1.2. Предоставлять возможность пребывания ребенка в группе компенсирующей направленности в течение учебного года. 1.2.3. Организовать деятельность ребенка в соответствии с его возрастом, индивидуальными особенностями и возможностями, содержанием основной адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования. 1.2.4. При систематическом невыполнении пунктов дополнительного соглашения со стороны родителей и длительных пропусков занятий, учреждение оставляет за собой право вывести воспитанника из логопедической группы в иную группу по возрасту, уведомив родителей за 2 недели. 1.2.5. Повторное зачисление в логопедическую группу выведенного ребенка возможно только при наличии свободных мест. 1.1. Родители обязуются: 1.1.1. Обеспечить систематическое посещение ребенком логопедической группы в течение учебного года. 1.1.2. Регулярно выполнять рекомендации учителя - логопеда и воспитателя, содействовать ребенку в выполнении домашнего задания. На каждое логопедическое занятие приносить тетрадь для индивидуальных занятий ребенка. 1.1.3. Поставленный учителем - логопедом звук автоматизировать в повседневной речи ребенка. 1.1.4. По приглашению учителя - логопеда или воспитателя (других специалистов учреждения) посещать консультации, родительские собрания и иные формы взаимодействия педагогов и родителей учреждения. 1.1.5. Способствовать обогащению и развитию предметно - развивающей среды логопедической группы. 1.1.6. Соблюдать санитарно гигиенические требования и нормы, как в группе, так и иных помещениях учреждения. 1.1.7. Обеспечить наличие спортивной одежды и обуви для физического развития ребенка, и самостоятельно следить за их санитарным состоянием. 1.1.8. В случае не выполнения требований педагогов логопедической группы претензии по результатам коррекции речи к учреждению не предъявлять. 1.1.9. По рекомендациям учителя - логопеда, педагога – психолога, воспитателей обращаться в кратчайшие сроки на консультацию или обследование к невропатологу, детскому психиатру и другим специалистам, и результаты предоставлять в течение 3-х дней после срока их получения. Дополнительное соглашение не исключает выполнение договора с родителями ранее заключенного. Реквизиты и подписи сторон. Исполнитель Заказчик Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №33 г. Азова Адрес: 346780, Ростовская область. г. Азов, улица Толстого, дом 99 телефон/факс: 8 (863-42) 4 - 37 -52 электронная почта: mou33.prilipko@yandex.ru официальный сайт: http://33azov.tvoysadik.ru Банковские реквизиты: ИНН – 6140018866 КПП – 614001001 ОКТМО – 60704000 Р/счет – 40701810160151000009 БИК – 046015001 Л/счет – 20586Х07560 ОГРН - 1026101792530 Ф.И.О_________________________________________ ______________________________________________ Паспортные данные: Серия________________ №______________________ Место выдачи__________________________________ ______________________________________________ Дата выдачи___________________________________ Адрес регистрации______________________________ ______________________________________________ Фактическое проживание________________________ ______________________________________________ Контактные данные: Телефон______________________________________ _____________________________________________ Заведующий __________________________________________________ МБДОУ №33 г. Азова _____________________ /Н.В. Прилипко (подпись) _______________________/_____________________ (подпись) ( расшифровка подписи) М.П. Второй экземпляр получен лично «_______» ____________________ 20________г Подпись: ______________________/______________________________________ (подпись) (расшифровка подписи)