Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №33 г. Азова Структура и содержание РППС МБДОУ №33 г. Азова Подготовила - Бадер Л.В., зам.зав. по ВМР Нормативно - правовая база «Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.),материалами, оборудованием и инвентарём, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития» (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» п.3., п.п. 3.6.3., (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384). Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определёнными принципами разделения пространства Организации (группы)» (Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28.02.2014 №08- 249) Развивающая реализацию оборудования соответствии укрепления их предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную образовательного потенциала пространства и материалов, и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. 2 Нормативно – правовая база При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию: ✓образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; ✓двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения; ✓различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий. Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС ДО к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка. 3 «Меховая рукавичка» Подходы к проектированию РППС ДОО Основополагающие принципы построения развивающей среды (по В.А.Петровскому): 1. дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми; 2. активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения; 3. стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, 4. комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; 5. эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству; 6. эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво); 7. открытости – закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я»); 8. половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности 4 Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна обеспечивать и гарантировать: 1.Охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и . способностях; 2. Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития; 3. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей; 4. Создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов; 5. Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи; 6. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 7. Создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. 5 Подходы к«Меховая проектированию РППС ДОО рукавичка» Функциональные особенности развивающей предметно-пространственной среды в ДОО Организующая функция Воспитательная функция Развивающая функция Организующая функция позволяет ребенку выбирать всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. Воспитательная функция предполагает наполнение и построение развивающей среды ориентированной на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция предполагает содержание среды каждой деятельности, соответствует «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка. РППС должна быть не только развивающей , но и постоянно развивающейся. 6 Воспитывающая среда Воспитывающая среда - это предметно-пространственное, поведенческое, событийное, информационное и культурное окружение ребенка, в котором он развивается как личность. (Рабочая программа воспитания, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 01.07.2021 № 2/21) Другими словами, воспитывающая среда это больше, чем просто мебель и игровое оборудование. Это и люди, которые окружают ребенка, и события, деятельность, в которых он участвует. . Три основных компонента воспитывающей среды. Компонент 1 Компонент 2 Компонент 3. Предметно-пространственная среда Пять пространств, которые должны быть в среде детского сада (подп. 4 п. 1.2, п. 2.7 ФГОС): Социально-коммуникативная среда Информационная среда Культура поведения взрослых в детском саду – одна из составляющих воспитывающей среды Включает не только привычный бумажный формат обучающего материала, но и цифровые демонстрационные материалы в высоком качестве Наличие и качество электронной библиотеки: мультимедийные презентации, видеоролики, аудиозаписи, электронные библиотеки, др. Пространство познавательноисследовательской деятельности, интеллектуальной и учебной деятельности, творческой продуктивной деятельности, конструирования, игровой деятельности Правила поведения, адекватные запреты, традиции и ритуалы, индивидуальный настрой и доброжелательный подход Кодекс профессиональной этики педагогов, правила поведения воспитанников ДОО, правила поведения в группе, утренний и вечерний круг, дни рождения детей, встречи с родителями, свобода выбора каждому воспитаннику, спокойная обстановка. Мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, компьютер, телевизоры, музыкальные центры. 7 Основные требования к РППС ДОО устанавливает ФГОС ДО (п.3.3.4. ФГОС ДО) В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: Содержательно-насыщенной Трансформируемой Полифункциональной Доступной Вариативной Безопасной 8 Основные требования к РППС устанавливает ФГОС ДО (п.3.3.4. ФГОС ДО) Требование Насыщенность Содержание включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей; . Трансформируемость обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей Полифункциональность обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов, в разных видах детской активности Вариативность Обеспечивать свободный выбор различных пространств, игрушек, оборудования и других материалов, которые стимулируют различные виды активностей Доступность обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; Безопасность Все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности В помещении не должно быть опасных предметов: острых бьющихся, тяжелых, а углы должны быть закрыты. 9 Изменение и гибкое зонирование групповых помещений Центры активности должны быть четко выделены. Игры наиболее эффективны, если детей, находящихся в том или ином центре, не отвлекают проходящие через центр люди. Поэтому при планировании центров активности нужно заранее предусмотреть места для проходов, которые не будут проходить через пространство центра. Выделять центры активностей можно при помощи низких стеллажей, столов или с помощью ковровых покрытий, мольбертов и пр. Зона . Содержание Рабочая зона Занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. центр продуктивной и творческой деятельности центр правильной речи и моторики. Активная зона Занимает самую большую площадь в группе. Предназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в пространстве, например, сюжетно-ролевая игра центр игры центр двигательной деятельности центр конструирования центр музыкально театрализованной деятельности Спокойная зона Предназначена для отдыха детей или их уединения, чтобы ребенок мог отвлечься от игр, осмыслить свое поведение, побыть один центр книги центр отдыха центр природы . 10 Интеграция образовательных областей в центрах детской активности «Меховая рукавичка» среды в ДОО Направление развития Центры развития Интеграция Социальнокоммуникативное развитие Игровой центр «Играем сам» (сюжетно-ролевые, настольные игры) Центр строительства (крупный конструктор) Центр безопасности: Центр ПДД «Светофор», Центр ОБЖ (01,02,03) Центр труда (уголок дежурств) Уголок уединения Познавательное, речевое , социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Центр познания «Мы познаем мир» Центр математического развития «Посчитай-ка» Центр экспериментирования (лаборатория, центр воды и песка) Центр конструирования и мелкой моторики Центр природы Патриотический уголок «Наша Родина – Россия» Мини-музей «Уголок краеведения» Познавательное, речевое , социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие Речевое развитие Центр грамотности и письма Литературный центр (книжный уголок) Познавательное, речевое развитие Художественноэстетическое развитие Центр изобразительной деятельности Центр ручного труда и творчества «Умелые ручки» Центр музыкального творчества Центр театрального творчества познавательное , речевое, художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Центр физического развития Спортивный уголок (место для активного отдыха) физическое, речевое, социально-коммуникативное развитие 11 Центры развития (маркеры, контейнеры) . 12 Социально-коммуникативное развитие . 13 Социально-коммуникативное развитие. Центр игры и строительства . 14 Социально-коммуникативное развитие . Центр безопасности (ПДД и ОБЖ ) . 15 Познавательное и речевое развитие . . 16 Вариативная часть программы «Центр финансовой грамотности» 17 Патриотический центр . 18 Художественно-эстетическое развитие . 19 Трудовое воспитание (навыки самообслуживания) . 20 Физическое развитие . 21 Организация пространствоа МБДОУ. Методический кабинет Центр методической работы ДОУ Оборудование кабинета: Мебель Стеллажи для книг, столы, стулья, шкафы закрытые, стол компьютерный Технические средства Компьютер и процессор ноутбук, принтер, сканер, Мультимедийный проектор, телефон, фотоаппарат, музыкальные колонки, бактерицидная лампа . Нормативно-правовые документы Документы по организации деятельности ДОУ Образовательная программа, Программа развития, Рабочая программа воспитания, Годовой план работы, Учебный план, Годовой календарный график, Расписания НООД и СД, Материалы по аттестации педагогических работников, Организация работы по предупреждению ДТП и работы по обеспечению пожарной безопасности Инструкции Методический материал, пособия, разработки. Учебно-наглядные пособия: Учебно-методическая литература Детская удожественная литература 22 Организация пространства ДОО. Физкультурный зал Технические характеристики Общая площадь (кв. м) 60 кв. м. Освещение естественное - 8 окон Освещение искусственное лампы дневного света с защитой Наличие системы пожарной безопасности имеется Наличие системы отопления имеется Возможность проветривания помещения имеется Поверхность пола (удобная для обработки) имеется . Мебель Пианино, письменный стол, полки для мячей и атрибутов, корзина для мячей, музыкальный центр, индивидуальные коврики для детей, подставка для обручей, решетки на окна. Спортивное оборудование Мягкие модули, шведская стенка, маты, скамейки гимнастические, мячи гимнастические, мячи хип-хоп, мячи резиновые большие, и средние, пластмассовые малые, мячи массажные, дуги для подлезания, скакалки, обручи, гимнастические палки, мешочки с песком, канат, турник, гантели металлические и пластмассовые, кегли, флажки, сетка волейбольная, флажки, кольца, массажные коврики и дорожки, массажный мостик, коврик со следами, кирпичики деревянные, тоннели тканевые , батуты, мячи набивные и для метания, эстафетные палочки, стойки Атрибуты для спортивных и подвижных игр – маски, клюшки, теннисные ракетки, летающие тарелки Документация общие правила техники безопасности, пожарной безопасности, перспективное планирование занятий, активного отдыха, картотеки подвижных игр, карты физического развития дошкольников, журнал индивидуальной работы с детьми, журнал учета посещаемости воспитанников. 23 Организация пространства ДОО. Музыкальный зал Технические характеристики Общая площадь зала (кв. м) 70 кв. м., помещение не проходное Общая площадь кабинета музыкального руководителя (кв.м) – 6 кв.м. (отдельное помещение) Общая площадь костюмерной (кв.м) – 6 кв.м. (отдельное помещение) Освещение естественное - 4 окна, искусственное - лампы - светильники Имеется: в наличии система пожарной безопасности , система отопления, возможность проветривания помещения, Поверхность пола обладает низкой теплопроводностью, удобная для обработки Мебель Комплект шкафов для атрибутов, стульчики детские– хохлома, стулья взрослые, стул вертушка, скамейки средней длины (высокие)., столы детские – хохлома, стол-подставка для компьютера, подставка для мультимедийного проектора Музыкальные инструменты Фортепиано «PETROF» , аккордеон взрослый, металлофоны : диатонический и хроматический, бубны, ложки хохломские, колокольчики, музыкальные треугольники, набор детских музыкальных инструментов, барабаны, маракасы, погремушки, трещотки - вертушки, колотушки, кастаньеты, дудочки, Технические средства электрофортепиано «YAMAHA», Мультимедийный проектор, музыкальный центр, колонки, комплект микрофонов, ноутбук. . экран, Учебно-методический комплект Наглядно-дидактический материал: портреты русских , зарубежных композиторов , иллюстрации: музыкальных инструментов, симфонического оркестра , по жанрам музыки (песня, танец, марш) , по видам музыкального искусства (опера, балет) 24 Организация инклюзивной развивающей среды. Кабинет педагога-психолога Технические характеристики Общая площадь (кв. м) 32кв. м. Освещение : естественное - 8 окон искусственное лампы дневного света с защитой Имеется: в наличии система пожарной безопасности , система отопления, возможность проветривания помещения, Поверхность пола обладает низкой теплопроводностью, удобная для обработки . Мебель и оборудование Шкафы для пособий и методической литературы , столы детские для индивидуальных и подгрупповых занятий, учительский стол и стул, стулья детские, магнитная доска переносная, центр воды и песка, центр песка с подсветкой, мягкие кресла детские, диван, ноутбук, Мультимедийный проектор, доска. Зоны Зоны индивидуальной и подгрупповой работы с детьми (диагностика, развитие, коррекция), блок «песочная терапия», уголок методических пособий, дидактических пособий. Методическое обеспечение Нормативно-правовые документы, диагностическая литература, инструкции и документация Предметноразвивающая среда Игры на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, Игры и пособия на развитие мелкой моторики, для эмоционального интеллекта и методическая развития 25 Организация инклюзивной развивающей среды. Кабинет учителя-логопеда Технические характеристики Логопедические центры группы №1 и №2. расположены в спальных помещениях Мебель и оборудование Шкафы для пособий и методической литературы , столы детские для индивидуальных и подгрупповых занятий, учительский стол и стул, стулья детские, магнитная доска, Зеркало с лампой дополнительного освещения, комплект зондов для постановки звуков, для артикуляционного массажа, соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт. Зоны Имеют четко выраженные зоны: рабочее место педагога, Зоны индивидуальной и подгрупповой работы с детьми (диагностика, развитие, коррекция), уголок методических пособий, дидактических пособий. Методическое обеспечение Нормативно-правовые документы, диагностическая и методическая литература, инструкции и документация Предметноразвивающая среда Игры на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, Игры и пособия на развитие мелкой моторики, для развития эмоционального интеллекта Дыхательные тренажеры , др. . 26 Организация пространства ДОУ. Территория . 27 Выводы Созданная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда направлена на формирование активности воспитанников, в достаточной степени обеспечивает развитие различных видов детской деятельности. Развивающая среда ДОУ организована с учетом национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, с учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям. Благодаря организации активного сотрудничества педагогов, детей и родителей, основанного на взаимоуважении, доверии и дружеском участии, как субъектов деятельности при построении РППС «своими руками» удалось индивидуализировать среду в группах, учесть интересы, потребности, уровень развития каждого ребёнка, приблизить её к соответствию ФГОС ДО и ООП ДО МБДОУ. РППС ДОУ несёт в себе действительно развивающую функцию, и это способствовало достижению высокого уровня эмоционального комфорта нахождения детей в ДОУ. 28 Творческих Вам успехов и терпения ! Развиваться! Нельзя останавливаться! 29